ГБАО

Крыша мира всегда была непростым местом для вольных путешествий – сто лет назад дорога сюда занимала месяцы пути по опасным тропам, затем, при советской власти, дороги построили, но объявили территорию погранзоной и самостоятельных путешественников не особо жаловали, и наконец совсем недавно Памир был втянут в гражданскую войну. После окончания войны в 1997 году, туристов здесь становится все больше, обстановка остается спокойной, а особенно радует традиционное гостеприимство бадахшанцев и их очень благодарное отношение к России и русским.

            Название "Памир" имеет несколько смыслов: административно это Горно-Бадахшанская Автономная Область Таджикистана (ГБАО), которая включает: высокогорное плато на востоке (исторически, именно эта территория называлась Памиром), необитаемый северо-западный Памир, посещаемый лишь альпинистами - грандиозное сплетение горных хребтов и ледников, и Бадахшан. Географически Памир захватывает также часть территории Китая и Афганистана. Здесь далее будет идти речь о Бадахшане (его таджикской части), и немного о восточном Памире.

            Сначала необходимо сказать несколько слов о природе, поскольку именно она определяет все своеобразие и неповторимость этого края.

            Восточный Памир состоит из нескольких обширных высокогорных долин, лежащих неимоверно высоко (3.5 - 4 км), и окруженных хребтами. Климат очень суровый: зимой случаются морозы за 50, лето короткое и весьма прохладное: например, берега реки Музкол, так и не успевают к осени освободиться ото льда. Очень сухо: в конце зимы на земле лежит 2-3 см. снега. Впрочем, на перевалах снега существенно больше: памирский тракт часто бывает закрыт из-за снежных заносов. Растительность очень скудная: деревьев нет, только низенькие кустарнички. Выращивают здесь лишь самые неприхотливые овощи.

            Бадахшан же - это глубокие и узкие ущелья рек, сжатые скалистыми хребтами. Долины лежат на высоте 2-3 тыс. метров, а пики хребтов достигают 6.000 м. В долинах климат умеренный: в Хороге даже созревают дыни. Осадки тут уже значительно обильнее. Впрочем, климат сильно зависит от высоты, и проезжая весной по памирскому тракту от Джиландов до Калаи-Хумба можно наблюдать, как снежные сугробы сменяются цветущими садами. Долины довольно узкие, в пределах нескольких километров; на Шахдаре и Гунте земли сравнительно много, а вот на Бартанге для посевов часто насыпают искусственные террасы на крутых склонах.

 

Немного истории и политики

            Восточный Памир - высокогорная пустыня, очень неуютное место для постоянной жизни, все же содержит несколько поселков, населенных киргизами-скотоводами: здесь они зимуют, а в теплое время кочуют на пастбища - поднимаются на склоны хребтов или спускаются в Алайскую долину.

В Бадахшане же природные условия более мягкие, и потому он был заселен с древних времен оседлыми племенами земледельцев. Однако проникнуть сюда было непросто, так в кишлаки долины Бартанга, вплоть до 30-х годов XX века, можно было попасть лишь по тропе, изобилующей оврингами – участками, где путь прокладывался по мельчайшим зацепкам в отвесных скалах. С другой стороны, по Пянджу проходили ветви Великого Шелкового Пути, здесь побывало множество завоевателей, и поэтому на местное общество оказали влияние персидская, арабская и китайская цивилизации. Этнически и культурно бадахшанцы – это потомки древнеиранских племен; распространено мнение, что именно от них произошли арийские народности, расселившиеся затем в Европе, Индии, Иране. До сих пор памирцы общаются на древних восточноиранских языках – ваханском, шугнанском, ишкашимском.

Нынешняя религия Бадахшана – исмаилизм, направление шиитского ислама, появилась здесь в IX веке, вытеснив зороастризм. В исмаилизме большую роль играет личность имама, который выполняет роль не только духовного лидера, но в некоторой степени и политического руководителя общины, сейчас разбросанной по разным уголкам света. Исмаилизм - достаточно либеральное течение: его последователи не слишком пунктуальны в соблюдении мусульманских традиций и обычаев, открыты к восприятию изменений, происходящих в мире, не ограничивают жизнь своей общины только рамками религии.

            Новая страница в истории Памира связана с экспансией России в Среднюю Азию. В конце XIX века Памир оказался на стыке сфер влияния двух империй: России и Британии, и в 1895 году, между ними был заключен договор, по которому устанавливалась нынешняя граница по Пянджу, разделившая единый до той поры Бадахшан. Впрочем, эта граница, так же как и граница с Китаем на востоке, оставались условными, пока в начале 30-x годов здесь не появились советские пограничники, которые зачистили Памир от басмачей, установили заставы и протянули колючую проволоку. В это же время  был построен и памирский тракт Ош-Хорог-Душанбе.

            Советские времена были для Памира веком изобилия - регион щедро дотировался, сюда завозили топливо, лес, продовольствие, развивали инфраструктуру. Но при этом, экономика была дотационной, преобладало сельское хозяйство и социальная сфера, а прибыльные индустрии не развивались. Вскоре после распада союза в Таджикистане началась гражданская война, в которой бадахшанцы поддерживали оппозицию. Это привело к транспортной блокаде, а скудная природа гор не могла прокормить возросшее население. Начался голод, люди перебирались через Пяндж, нарушая границу, чтобы выменять еду в Афганистане. Спасти население от голодной смерти удалось благодаря гуманитарной помощи фонда AKDN, руководимого Ага-Ханом IV, нынешним имамом исмаилитов. Это не стало единичной акцией, а лишь началом многоплановой деятельности Ага-Хана на Памире: постепенно инвестиции AKDN перераспределяются с непосредственной продовольственной помощи на перспективные проекты. Наиболее крупные из них: строительство международного аэропорта в Ишкашиме и международного Центрально-Азиатского университета в Хороге. Более мелкими затронут каждый кишлак - это малые электростанции, оросительные каналы, опытные посевы, кредиты для предпринимателей. Такими действиями Ага-Хан завоевал огромную любовь, доверие и почтение среди бадахшанцев.

            К России у памирцев особенно теплые чувства - за более чем вековое присутствие, сюда были принесены многие стандарты жизни современного общества, при этом не слишком сильно нарушен традиционный уклад.  Огромен контраст с Афганским Бадахшаном (c которым Памир был единым целым сотню лет назад) даже если наблюдать его с таджикского берега Пянджа. В Бадахшане все еще надеются на возвращение России, во время гражданской войны парламент ГБАО даже было принял указ о выделении области из состава Таджикистана, и обращение за протекторатом к России. Но Россия не особо стремится использовать этот ресурс доверия. Последний шаг – вывод российских погранвойск с таджикско-афганской границы в 2004 году сильно ухудшил экономическую обстановку и был воспринят местными с огромным сожалением.

 

Погранзона

            Если вы собрались на Памир, то путь ваш наверняка лежит по памирскому тракту, со стороны Оша или Душанбе, а значит вам не миновать погранзону: на  востоке трасса проходит в 30-40 км. от границы с Китаем, на юге - по берегу пограничного с Афганистаном Пянджа. В связи с этим имеются следующие бюрократические формальности:

1)      Пропуск в погранзону. В нем указывается период пребывания, маршрут или посещаемые районы. Стоимость и сложность оформления пропуска различается в разных местах, допустим торг.

2)      Таджикская регистрация в ОВИРе. Полагается оформлять в трехдневный срок с момента прибытия в РТ. Действует она на всей территории РТ. Стоимость регистрации на август 2005 г - 24 с., оплата по квитанции через банк.

3)      Местная регистрация в отделении милиции или КГБ. Это бесплатно и просто.

4)      Чтобы попасть на озеро Сарез требуется отдельное разрешение, оформляемое в МЧС в Душанбе или, например, в турфирме Sayoh баксов этак за 30.

 

Официально вы должны иметь все три документа, неофициально – они во многом взаимозаменяемы. Когда у вас спросят документы – покажите сначала паспорт, если этого будет недостаточно – то пропуск, и только в крайнем случае - регистрацию (а ее может и не быть). Впрочем, если нет пропуска, попытайтесь предъявить вместо него регистрацию. Если с Памира вы будете уезжать в западный Таджикистан, то там таджикская регистрация – более весомый документ, а вот на территории Бадахшана пропуск гораздо полезнее.

Проверки документов происходят как на стационарных постах на Памирском тракте, или вдоль границы вверх от Хорога, так и в кишлаках, если попадетесь на глаза какому-нибудь представителю власти. Местные маршрутки и автобусы проверяют меньше. При отсутствии документов вас могут ожидать долгие разбирательства в милиции или в худшем случае - депортация в Душанбе – пару таких случаев произошли в 2005 году с европейскими бэкпекерами.

С запада без пропуска проехать сложно – слишком уж много постов. В этом случае получаете его в Душанбе (говорят, в Кулябе это еще проще и выдается сразу), желательно иметь дорожную грамотуздесь привыкли ко всяким тургруппам, экспедициям и т.п. В Душанбе – немало турфирм оформит вам пропуск за 20-30$ – можно заказать заранее, координаты есть в интернете.  Погранзона с Афганистаном, протянувшаяся вдоль Пянджа, охватывает пять районов: Дарвазский, Ванчский, Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский. Посты вдоль Пянджа встречаются каждые 25-30 км, их прохождение несложно при наличии пропуска и отнимает несколько минут.

При движении из Оша ситуация иная - вполне реально проехать без пропуска, убеждая погранцов, что вы получите его в Мургабе или Хороге, т.к. в Оше он не выдается. Сразу за Сары-Ташем, легко преодолеваемый пост по наркоконтролю - здесь вами заинтересуются на обратном пути. В Бор-Дебе, перед подъемом на Кызыл-Арт, - группа киргизских постов (таможенный, пограничный и др.). Сразу за перевалом - таджикский пограничный пост, еще пара постов недалеко от Каракуля, на выезде из Мургаба - гаишники. Все посты в основном заняты вытрясанием денег из водителей и пассажирами интересуются меньше. Погранзаставы имеются также на отворотках с памирского тракта, ведущих в сторону границы.

            Если вы уже на Памире, а срок действия пропуска истекает или вы решили изменить маршрут, то можно оформить новый пропуск в Хорогском ОВД – это делается просто и дешево. Есть еще такой нюанс – некоторые документы взаимозависимы – например, сначала не хотели давать пропуск без таджикской регистрации. Оказалось достаточным обратиться в другое окошечко, к взаимной выгоде

Ситуация с пропусками постоянно меняется, например, осенью 2005 года получить пропуск в Хороге стало сложнее. Перед выездом узнайте последние новости – например, в бэкпекерском форуме Thorn Tree. Подробности об оформлении пропусков см. также на сайте PAMIRS.

            В Бадахшане имеются переходы в Афганистан: в Теме (5 км вниз от Хорога) и Ишкашиме. В Хороге есть афганское консульство, выдают визу на месяц, делают неделю, стоит $30, нужна дорожная грамота.  С обоих переходов есть трассы в центр афганского Бадахшана – Файзабад. Также, у обоих переходов, на нейтральной территории, два раза в месяц по субботам, проходит "международный" базар, который можно посетить без визы.

 

Транспорт

            Связь с внешним миром осуществляется при помощи памирского тракта - Ош - Хорог - Душанбе. В 2004 г. открыта дорога в Китай: Мургаб – пер. Кульма – Кашгар, однако сейчас здесь пропускают только граждан Китая и Таджикистана.

            Памирский тракт круглогодичен, однако зимой и весной может быть по нескольку дней закрыт из-за схода лавин и заносов. В Калаи-Хумбе - развилка: короткая дорога через Тавильдару - Обигарм открыта с конца марта-начала апреля по ноябрь,. Вдоль Пянджа же уходит зимняя, кулябская дорога, совершенно потрясающая - в одну машину шириной, пробитая  в почти отвесных скалах , сочетает резкие повороты с уклонами больше 20%, где-то далеко внизу раскинулись афганские кишлаки. Наиболее опасные участки пассажиров просят пройти пешком, но есть и такое место, которое безопаснее преодолеть внутри машины: прямо на дорогу сверху обрушивается водопад. Впрочем, эта экзотика скоро исчезнет – турки строят супер-трассу в четыре полосы, порядка 80 км уже сделано.

На восточном участке тракта, большая часть машин - дальнобойные: Ош-Мургаб или Ош-Хорог. Вот их классификация:

1) таджикские грузовики, доставляющие гуманитарную помощь Ага-Хана или частные коммерческие грузы, периодически отправляются из Оша во все районы Памира, но в основном в Хорог. Ездят каждый или через день, выезжают глубокой ночью. В Оше набирают пассажиров за деньги – 15-20$ до Хорога. Можно найти водителей в ПАТУ на ул. Гагарина или в гостинице у жд терминала неподалеку. В Хороге их можно найти на автобазе.

2) киргизские машины достаточно часто ездят из Оша до Мургаба. Стоянка в Оше - Алайбаза – находится на памирском выезде из Оша, из центра – маршрутка N5. Условия – аналогично таджикам.

3) китайские фуры, едущие в Хорог через Кульму. В Хороге стоят на автобазе на левом берегу или около базара – перегружают товар на камазы, которые повезут его дальше в Душанбе.

4) джипы, перевозящие сотрудников иностранных миссий или туристов - останавливаются и берут довольно редко

5) автобусы Ош-Мургаб и Мургаб-Хорог ходят летом, раз в неделю и реже.

            И еще: поскольку рейсовый транспорт здесь редок, местные сами передвигаются с дальнобойщиками, так что свободные места в дефиците. Локальный транспорт на восточном участке - в основном в окрестностях Оша, Мургаба. Также имеются отворотки от главного тракта - на Рангкуль, Оксу и др. - о каком-либо регулярном сообщении не известно, но машины бывают.

            В Бадахшане все основные ущелья (Гунт, Пяндж, Шахдара, Бартанг) снабжены дорогами и связаны ежедневным маршруточным и автобусным сообщением с Хорогом. зимой и весной эти дороги могут быть подолгу закрыты для транспорта из-за лавин. Рано утром маршрутки из кишлаков отправляются в Хорог, в районе обеда - обратно. Стоянка - в районе базара, по разные стороны реки, в зависимости от пункта назначения. Аналогично Хорогу, маршрутки из кишлаков Ишкашимского района едут в Ишкашим и обратно. Из Лангара маршрутки наверняка есть только по понедельникам, а из ближних кишлаков – каждый день кроме воскресенья. В вс вообще машин очень мало, а в пн – больше всего. Проезд на автобусе стоит порядка  $1 за 40 км., на маршрутке-УАЗе - $1 за 25 км.  Немало здесь и локального транспорта.

            Автостоп на Душанбинском направлении не представляет проблем, постоянно ездят коммерсанты и прочие виды машин. Между Хорогом и Душанбе ежедневно курсируют маршрутки, отправление из Хорога - рано утром, прибытие в Душанбе - вечером следующего дня, тариф от 70 c. из Хорога в Душанбе, а в обратную сторону стоит дороже (!). Есть дешевый ежедневный автобус Хорог - Рушан, ну а с Куляба на Душанбе автобусы идут каждый час. Самый дешевый транспорт до Душанбе – автобус – переделанный Урал”, отправляется из Лангара рано утром в пн, стоимость 50-60 с.

            Действует авиасообщение Хорога с Душанбе (при благоприятной погоде), стоимость порядка 110 c. В Ишкашиме через несколько лет построят международный аэропорт.

 

Бадахшан глазами вольного путешественника

            Удивительные люди населяют эти горы. Наверноездесь и не могло быть иначе: чувствуешь себя маленькой частичкой природы, а не ее хозяином. Гостеприимство в крови: в дом приглашают даже маленькие дети. Первым делом для вас растопят печку и напоят чаем с лепешкой; иногда это будет и единственной пищей в доме, но радушие будет неизменным. Здесь не понадобятся всякие "научные" методы вписки - просто проходя мимо кишлака,  в обеденное время услышите - "зайдем, почайкуем", ближе к вечеру - "отдыхай у меня", ну и вообще вас будут звать в гости просто так - узнать что вас привело на Памир, полюбопытствовать о далекой России, поделиться своей радостью или горем. Гостеприимство здесь отразилось даже в планировке жилища: в каждом доме есть специальная гостевая комната, куда вас и постараются вписать, в холодное время же, все обитают в центральной комнате с печкой.

            Что приятно, внимание к вам будет менее навязчивым и праздным, чем это обычно бывает в Средней Азии: часто даже вас не спросят кто, откуда, а улыбнутся - "как дальше дорога?", "как настроение?", угостят или подарят что-нибудь.

            Бытовые условия нехитрые: электричество есть далеко не везде и не всегда, особенно зимой и весной, когда в реках мало воды; воду согреть сложно - дрова зачастую таскают на себе за несколько километров., так что принимать ванну придется в горячих источниках, или в Хороге, где есть баня.

            Русский язык знают практически все мужчины старше 30 лет (была такая политика: воинскую службу памирцы проходили в России). Да и сейчас он весьма актуален - 5-10% населения трудится на российских стройках.

            В большинстве кишлаков Бадахшана потратить деньги на всякие товары и услуги сложно. Здесь можно надеяться только на "комок" с сигаретами, спиртным, печеньем, тушенкой и крупой. Цены выше равнинных раза в полтора. В райцентрах: Рошткалле, Ишкашиме, Рушане, Калайхумбе вы найдете небольшой базар, переговорный пункт, кафешки.

Если вы захотели немного отдохнуть от гостеприимства и общения, к вашим услугам придорожные чайханы-гостиницы, расположенные через 50-100 км. вдоль Памирского тракта. Услуги, рассчитанные на местных, дешевы: порция плова – 2-3 с., ночевка на полу 1-2 с. Также такие заведения есть в Ишкашиме – в кишлаке Вранг, а также в Рушане –  между Чадудом и Япшорвом. В Мургабе дешевая гостиница расположена на южном выезде. В райцентрах и других крупных кишлаках, имеются гестхаузы при MSDSP ($10-15). На горячих источниках в Джиландах, Гарм-Чашме, Авдже, Ямчуне можно остановиться в санатории.

            Хорог – единственный город Бадахшана, резко выделяется по уровню жизни и продвинутости. Опишем его подробно. Он вытянут почти на 10 км. вдоль р. Гунтпо обеим ее сторонам. Центр города – вдоль улицы Ленина, на протяжении 2 км – от хукумата до базара. Есть фотоуслуги в здании почты - неважное качество и высокие цены. Несколько банков – можно обменять баксы, перевести деньги из России и даже снять деньги с кредитки (в АгроИнвестБанке). Есть мобильная связь. Много контор IP-телефонии, в Россию стоит 30 д./мин. Лучшее интернет-кафе – слева от стадиона, во дворе – 3 с./час. На базаре – дешевые китайские шмотки, местные фрукты-овощи и дорогие продукты из Душанбе и Оша. Здесь же многочисленные кафешки – за 3 с. можно сытно поесть, работают в основном часов до трех. Да и базар, в целом, тоже сворачивается рано – людям еще разъезжаться по кишлакам.

            Хорог – перенаселенный город, люди со всего Бадахшана приезжают сюда и вписываются у своих родственников. Дешевых гостиниц мало! Огромная трехэтажная Дружба сейчас на ремонте, 3-5 с. стоит в бартангской гостинице – это на левом берегу, минут десять подняться от ишкашимской автостоянки. Гестхаузы при NGO’s, рассчитанные на их работников и западных туристов стоят от 15 с.

            Обстановка в городе в последнее время стала спокойная, народ гуляет по ночам, а в кишлаках проблем с безопасностью никогда и не было. В приграничных, пянджских кишлаках иногда встречаются люди, которые будут подозревать в вас шпиона, нарушителся границы и т.п. - попросят показать документы, будут расспрашивать – это остатки советского патриотического воспитания. Впрочем, случается это не так уж часто и заканчивается благополучно.

 

Природа, достопримечательности

            Зимой и особенно весной на склонах ущелий много снега - и тогда реальная опасность - камнепады и лавины, в 2003 г. (особо снежном) дороги были закрыты для машин половину зимы. Что же касается верховьев рек, перевалов между долинами, они проходимы лишь в июле-сентябре, покрыты ледниками и требуют специального снаряжения и подготовки.

            В горах каждый уголок неповторим, но вот самые интересные: высочайшие пики Заалайского хребта, которые можно увидеть с памирского тракта, огромное озеро Кара-Куль, озеро Сарез, образовавшееся в 1913 году, когда землетрясение обрушило скалу, запрудив Бартанг, светящаяся скала Чрак-Таш и легендарная пещера Мата-Таш, минеральные источники - от ледяных нарзанов до кипящих сероводородных: по Гунту - в районе Джиландов, по Пянджу - Гарм-Чашма, Авдж, Доршай, Ямчун и др.

            Из рукотворных объектов выделяются грандиозные крепости Каахка и Ямчун (III-IV в  до н. э.), в 20 и 70 км. вверх по Пянджу от Ишкашима, еще несколько крепостей - в долине Шох-Дары. Будут интересны также и мазары – святые места ислама. Во Вранге (Ишк. р-н) сохранилась буддистская ступа, встречаются и остатки зороастрийских капищ, а на восточном Памире – наскальная живопись и следы поселений каменного века. В  Хороге - уникальный высокогорный ботанический сад и музей.

Ссылки

PAMIRS - лучший сайт о Памире! Очень насыщенный, информативный, разносторонний, серьезный. Общие сведения: история, политика, география, культура, традиции, достопримечательности, обзор по районам, фотографии. Очень подробная информация для самостоятельных путешественников - адреса, цены, описания маршрутов.

 

Thorn Tree - самый популярный бэкпекерский форум. Последняя информация; обсуждаются в основном: документы, визы, безопасность, транспорт. Выбрать “Central Asia Branch”, поиск: “pamir badakhshan gbao”.

 

Oxiana - бэкпекерская рассылка по  Средней Азии.

 

Чашма, Долина Бартанга - обзоры истории, культуры, традиций Бадахшана

 

ЦентрАзияновости Средней Азии

 

Памир   Home

Hosted by uCoz